Янв
Метастазы лёгких
Рак – безостановочный рост объемного новообразования (опухоли), состоящего из атипичных, мутировавших на уровне ДНК клеток. По отношению к организму такая клетка является, по сути, чужеродной и агрессивно-враждебной. Она не способна выполнять какие-либо функции, не участвует в естественных клеточных процессах (созревание, восстановление, самоуничтожение в отведенные природой сроки – по истечении т.н. предела Хейфлика, т.е. определенного количества самовоспроизведений) и не реагирует на эндокринные команды; раковая клетка способна только делиться, причем деление происходит быстро, лавинообразно и по бесконечному циклу, что и дало основания называть такие клетки «бессмертными». В отличие от доброкачественных опухолей, раковое новообразование не имеет структурно-морфологического сходства и связи с той тканью или органом, где оно развивается.
Злокачественная опухоль обрастает собственной кровеносной системой (неоваскуляция), прорастает в смежные структуры, оказывая механическое давление и по мере роста усугубляя болевой синдром, появляющийся обычно на поздних стадиях рака, и потребляет всё большую долю жизненных ресурсов, – чем и объясняется, в частности, характерная «мумификация» раковых больных, резкое похудение в сочетании с землисто-бледным цветом лица. Кроме того, важнейшей особенностью раковых клеток является способность к метастазированию, или «переносу» процесса в новые локации. Достаточно единственной атипичной клетки, вовремя не уничтоженной иммунной системой (как должно происходить в норме) и попавшей в ток крови или лимфы, чтобы неопластический процесс вспыхнул в новом, подчас весьма удаленном от первичного опухолевого очага месте.
В легких постоянно осуществляются активные газообменные процессы; здесь разветвленная сеть кровоснабжения и обогащения крови кислородом, множество лимфатических протоков и узлов, которые в норме выполняют барьерную, защитную функцию. Однако такая анатомия, с другой стороны, значительно облегчает проникновение и внедрение раковых клеток в легочные ткани, с чего и начинается рост вторичной, метастатической опухоли – при этом первичный очаг может находиться в прямой кишке, молочной железе, почке, простате, на коже, – фактически, в любом другом участке организма.
Широко известно коварство злокачественных опухолей (особенно при некоторых локализациях, к которым относится и легочная), связанное с относительно продолжительным периодом бессимптомного, доклинического течения. Не случайно Всемирная и национальные организации здравоохранения (по крайней мере, в цивилизованных и достаточно богатых странах) прилагают столь серьезные усилия по созданию эффективной системы онкологического скрининга – по возможности регулярного и масштабного обследования населения с целью ранней диагностики рака. Всем известная флюорография, к которой мы зачастую относимся несерьезно и пренебрежительно, позволяет выявить опухоль на той стадии, когда вероятность полного излечения значительно превышает проценты летальности у пациентов с поздно выявленным метастатическим раком. Группу риска составляют курильщики, работники вредных производств, пожилые люди, а также лица, уже получавшие онкологическую помощь и ранее прооперированные по поводу злокачественной неоплазии.
Важность периодического профилактического обследования (а это в буквальном смысле слова важность жизненная, критическая) объясняется тем, что лишь пятая часть больных с метастазами в легких испытывает на начальных этапах какой-либо ощутимый дискомфорт или болевой синдром.
Симптомами, которые должны обязательно насторожить и как можно быстрее привести на консультацию к специалисту, обычно становятся:
кашель (с характерной трансформацией от сухого, неукротимого и изнурительного кашля к мокрому, зачастую со слизисто-гнойным отделяемым и/или примесью крови в мокроте);
боль в груди (как правило, появляется при прорастании опухоли в плевру и носит постоянный характер, в том числе лишая пациента ночного сна и отдыха);
сочетание головной боли при кашле, «комка в горле» и одутловатости лица (при механической обструкции верхней полой вены опухолью);
прогрессирующая одышка, необъяснимое повышение температуры и снижение массы тела, нарастающая дыхательная недостаточность (сначала лишь в ответ на интенсивные нагрузки, затем постоянная).
Учитывая структурное строение и функциональное предназначение органов дыхания, кашель оказывается первичным симптомом практически во всех случаях (по разным оценкам, от 80% до 100%).
При подозрении на метастазы в легких назначают рентгенографическое исследование, КТ или МРТ, по показаниям – бронхоскопию, лабораторные анализы и другие диагностические методы. Учитывая отсутствие высокоспецифической симптоматики и многообразие возможных вариантов опухолевого процесса, в ряде случаев требуется тщательная дифференциальная диагностика (напр., с экссудативным плевритом и другими пульмонологическими заболеваниями).
Метастазы в легких, к сожалению, относятся к трудноизлечимым состояниям с высокой летальностью, и фактор времени в данном случае, повторим, является критически важным. Однако современная онкология не стоит на месте: активное развитие методологии позволяет достаточно оптимистически оценивать перспективы и ожидать появления все более эффективных методов лечения в ближайшем будущем. На сегодняшний день терапия метастатического рака легких носит комбинированный характер и включает как медикаментозные виды лечения (химиотерапия, гормональная терапия), так и хирургическое вмешательство. Активно используется также лучевая терапия и современные высокотехнологичные инструменты (напр., радиохирургические и лазерные скальпели, прецизионные киберножи и пр.). Однако нельзя не признать, что в отношении метастатического рака легких основной онкологический показатель, – пятилетняя выживаемость пациентов, – пока остается одним из низких в сравнении с лечением других видов рака.