Янв
Аденома молочной железы
Аденома в широком смысле – доброкачественная опухоль, которая образуется путем аномального, избыточного клеточного деления в железистой ткани. Соответственно, аденома может развиться практически в любой железе: щитовидной, гипофизе, надпочечниках и т.п., обнаруживая все критериальные свойства доброкачественных новообразований – сравнительно медленный рост, гистологическое сходство с той тканью, из которой она образуется, отсутствие прорастания в смежные структуры и тенденции к метастазированию.
Наиболее распространенными опухолями такого типа являются гормонзависимые аденомы простаты у мужчин и аденомы молочных желез у женщин. Существуют, разумеется, принципиальные различия между двумя этими заболеваниями, и одно из наиболее характерных – возраст появления опухоли. Если аденома простаты обычно формируется у мужчин после 45-50 лет, то аденома молочной железы – опухоль молодых женщин и девушек; такая гиперплазия почти всегда обнаруживается в самом активном репродуктивном возрасте, т.е. между 20 и 30 годами, хотя встречается и в других возрастных категориях (напр., после 40 лет такие опухоли чаще связаны с жировым и соединительнотканным перерождением, т.е. диагностируются как фиброаденома).
В этиопатогенезе аденоматозных опухолей на сегодняшний день прояснены не все вопросы, однако достоверно установлена и доказана связь с гормональным дисбалансом: превышение нормального уровня прогестерона и эстрогена считают прямыми причинами аденоматоза. Кроме того, исследована связь аденомы молочной железы с дисфункциями щитовидной железы, при которых наблюдается тиреоидный гормональный дефицит, а также с патологией поджелудочной железы и, вероятно, с нарушениями детоксикационной функции печени.
К факторам риска относят также избыточную массу тела, частые психоэмоциональные стрессы, но в первую очередь – состояния гормональных перестроек женского организма: роды, аборты, лактация.
При самообследовании молочной железы аденома прощупывается как безболезненное подвижное (легко смещаемое) уплотнение, обычно сферической или бобовидной формы, с гладкой, в отдельных случаях бугристой поверхностью. По достижении размеров 1-2 см в диаметре аденома обычно перестает расти. Размеры могут несколько меняться в зависимости от фазы менструального цикла. Иногда рост продолжается до 3 см и более; опухоль смешанной фиброаденоматозной гистологии может быть болезненной при пальпации, вызывать ощущения жжения в груди. Вообще, фиброаденомы, состоящие из разрастающихся железистой и соединительной тканей, встречаются значительно чаще, чем однородная аденома.
Известны различные варианты таких опухолей, напр., узелковые и листовые формы фиброаденомы, «лактирующая» аденома, аденоматозные опухоли соска и пр.
Диагноз устанавливается путем анализа жалоб, анамнеза и результатов пальпаторного исследования молочной железы. Назначают лабораторные анализы крови (клинический и биохимический); любые сомнения относительно доброкачественности являются абсолютным показанием к биопсии. Из инструментальных методов стандартом в данном случае является УЗИ; по мере диагностической необходимости дополнительно могут быть назначены МРТ, радиоизотопное исследование, анализ на онкомаркеры и т.п.
Изредка встречаются случаи обратного развития опухоли. При стабильной безболезненной аденоме, особенно при наличии тех или иных противопоказаний к лечению, ограничиваются наблюдением с регулярными контрольными осмотрами.
Консервативное лечение обычно включает витаминные комплексы и меры по нормализации гормонального фона (в частности, при тенденции к гипотиреозу назначают препараты йода, при избытке стероидов – антигормоны пролактина, соматотропина, прогестерона и т.д., в зависимости от конкретной клинической ситуации).
Однако наиболее радикальным, надежным и потому предпочтительным во всех сомнительных или осложненных случаях (быстрый рост, отягощенный анамнез, болезненность, косметический дефект и т.д.) способом является хирургическое удаление аденомы – производится секторальная резекция или вылущивание (энуклеация) опухоли. В большинстве случаев такая операция осуществляется в плановом порядке; она проста в техническом плане и, если возможна именно энуклеация, обычно не требует даже общего наркоза. В последние годы применяются также щадящие лазерно-терапевтические технологии.
Риск малигнизации, т.е. злокачественного перерождения, невысок, однако нулевым его нельзя считать ни при каких опухолях. Поэтому обязательно должна производиться биопсия удаленной опухолевой ткани, и при обнаружении атипичных клеток в дальнейшем применяется тот или иной протокол онкологического лечения.