Сен
Новая грудь: Как восстанавливают форму и соски после мастэктомии
ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ОДНОЙ ИЛИ ОБЕИХ молочных желёз из-за рака женщины сталкиваются с рядом трудностей. Сложности в принятии своей новой внешности, дискомфорт на пляже или в раздевалке — лишь некоторые из них. Добавляются такие объективные сложности, как изменившаяся посадка одежды или белья, боль в спине или нарушение осанки из-за асимметрии, если мастэктомия была только с одной стороны. Реконструкция груди после онкологических заболеваний во многих странах покрывается страховками, в России её можно сделать по ОМС или платно. Разбираемся, как восстанавливают грудь после мастэктомии и на что важно обращать внимание.
Кто выбирает реконструкцию
На сайтах крупных организаций вроде Американского онкологического общества подробно объясняют, почему и хотеть, и не хотеть делать реконструкцию — нормально. Многим женщинам трудно принять своё тело после мастэктомии: они не хотят использовать съёмные протезы для наполнения белья, им некомфортно раздеваться и видеть себя в зеркале. Шрамы могут напоминать о пережитой болезни и тяжёлом лечении. Шведские исследователи выяснили, что на реконструкцию чаще идут более молодые женщины, сексуально активные и придающие значение конвенциональной привлекательности.
По данным исследования 2014 года, проведённого, судя по всему, в США, реконструкцию делали 56 % пациенток после мастэктомии; Канадское онкологическое общество приводит другие цифры — 16 % в Канаде и 38 % в Штатах. Остальные отказывались по разным причинам — от состояния здоровья до финансовых затруднений. В то же время 70 % женщин до мастэктомии не знали, что реконструкция груди возможна.
Кто не делает реконструкцию
Многие не готовы идти ещё на одну операцию, особенно учитывая, что результат может не оправдать ожиданий, а вернуться к активной жизни хочется поскорее: восстановление после мастэктомии без реконструкции протекает легче. К тому же жизнь с тяжёлой болезнью порой приводит к переоценке ценностей, так что соответствие внешности типичным представлениям о ней порой перестаёт играть роль для человека. Если женщина по той или иной причине не хочет использовать имплантаты, а собственных тканей для реконструкции не хватает, то восстановить грудь не получится. Наконец, вряд ли реконструкцию посоветуют пациентке с очень плохим медицинским прогнозом, когда ожидаемая продолжительность жизни слишком мала или высок риск осложнений, связанных с операцией.
Одна из важных рекомендаций — открытые разговоры с партнёром об ощущениях и о том, какие прикосновения приятны или неприятны. Интересно, что в некоторых случаях после потери сосков повышается чувствительность других участков кожи, например на голове. Делать реконструкцию или нет — очень личное решение, и авторы рекомендуют обратиться к другому врачу, если ваш недостаточно внимателен. И помните: какой бы выбор вы ни сделали, вы не одиноки.
Какие бывают сложности
Основная проблема российских пациенток — отсутствие информации. Качеству жизни в советской медицине внимания не уделялось, и во многих клиниках отношение остаётся прежним: задачи не выходят за пределы лечения болезни, а заниматься психологическим восстановлением или эстетикой просто не считают нужным. Вера Ковшикова, которой диагноз рака молочной железы поставили в 2015 году, обошла множество хирургов, собирая информацию о реконструкции, а потом создала тематическое сообщество для пациенток. Сначала это был чат в WhatsApp, потом, когда стало понятно, что вновь прибывшие не видят старые сообщения и задают вопросы, которые уже много раз обсуждались, появилась страница future_breast в инстаграме. Там проводят Q&A — отвечают не только пластические хирурги, но и врачи других специальностей, юристы, психологи — и появляются фотографии пациенток до и после реконструкции.
Вера рассказывает, что каждый раз удивляется отзывчивости экспертов. Также она отмечает одну из важных проблем — далеко не все женщины понимают, что возможности реконструкции ограничены и каким бы хорошим ни был хирург, не всегда можно достичь полной симметрии или сделать «как было раньше». В инстаграме обсуждаются и темы, не имеющие прямого отношения к реконструкции: например, пациентки сталкиваются с тем, что даже в ремиссии после рака не могут продолжать уход у косметолога — им говорят, что с этим диагнозом любые процедуры запрещены. «Я нахожу косметологов, которые работают с такими пациентками, и устраиваю с ними такие же дни вопросов и ответов», — продолжает Вера.
На английском доступной информации больше — например, подробное описание разных видов реконструкции, с иллюстрациями и видео, можно найти на британском сайте Breast Cancer Care. Американское общество пластических хирургов проводит кампанию по осведомлённости о реконструкции и выпускает бесплатный журнал на эту тему.
Как восстанавливают объём имплантатами
При реконструкции используют имплантаты или собственные ткани. Если кожа после мастэктомии сохранилась (такое бывает при ранних стадиях рака), то её как бы заполняют имплантатом. Такую операцию можно делать одновременно с удалением железы — в том числе при профилактической мастэктомии. В более тяжёлых случаях железу удаляют вместе с кожей и места для имплантата не остаётся. Тогда используют так называемый экспандер — устройство, которое помещают под кожу и постепенно заполняют физраствором, растягивая её. Через несколько месяцев места для имплантата становится достаточно и можно сделать операцию по установке.
У женщин, прошедших лучевую терапию, эластичность кожи может быть снижена, так что растянуть её экспандером будет сложно. Если мастэктомию делали с одной стороны, после чего выбрали реконструкцию с имплантатом, то часто и с другой стороны проводят коррекционную операцию, чтобы грудь выглядела симметрично. При этом с возрастом вид может измениться: при наборе веса или похудении оставшаяся железа будет меняться не так, как грудь с протезом.
Реконструкция без имплантатов
Другой вариант — заместить отсутствующие ткани собственными. Лоскут из кожи, жира и в некоторых случаях мышцы обычно берут со спины или живота; иногда используют ткани ягодицы или внутренней поверхности бедра. Такая пересадка ткани — сложная операция, результат которой зависит и от профессионализма врача, и от того, как отреагирует на трансплантацию организм. Кроме фиксации самих слоёв тканей в нужном месте, им нужно обеспечить кровоснабжение, поэтому часто вмешательство включает и микрохирургию — сшивание сосудов.
При пересадке лоскута со спины (так называемый метод LD, от латинского названия широчайшей мышцы — latissimus dorsi) ткани разворачивают, но не перерезают сосуды и нервы полностью; за счёт мышцы объём груди частично восстанавливается, но часто всё-таки требуется имплантат. В дальнейшем может появиться слабость в области плеча, поэтому такая реконструкция — не лучший вариант для женщин, занимающихся скалолазанием или плаванием.
Когда ткани берут из других отделов, требуется микрохирургическая операция на сосудах, а результат ещё сильнее зависит от общего здоровья — такие пересадки не рекомендуются людям с сахарным диабетом и тем, кто курит. Разные виды лоскутов обычно называют аббревиатурами в зависимости от того, какие сосуды и другие ткани используют: DIEP (лоскут из кожи и жира с глубоко расположенными сосудами), SIEА (тоже кожно-жировой лоскут, но с поверхностными артериями), TRAM (фрагмент кожи, жира и мышц живота). В последнем случае после операции можно заметить, что пресс стал слабее, и это может отразиться, например, на занятиях спортом. Окончательное решение всегда нужно принимать совместно с хирургом.
Как восстанавливают соски
Чтобы сымитировать выступающую форму соска, на коже делают несколько надрезов и формируют его на месте, ничего не пересаживая. Это делают под местной анестезией. После заживления остаётся затемнить область соска и ареолы татуажем. Конечно, ненастоящий сосок не будет особенно чувствительным, но на вид может быть практически неотличим от естественного. Ещё бывают искусственные соски, которые просто приклеивают на кожу.