мая
Первичная лимфома Ходжкина у взрослых
Лимфома Ходжкина – это злокачественное заболевание лимфатической системы, которое излечивается в большинстве случаев, но если его не лечить, то оно может привести к гибели больного. Поэтому пациенты, которые обращаются к нетрадиционным методам, занимаются самолечением – теряют драгоценное время.
Лимфома Ходжкина берет начало из лимфоцита, в подавляющем большинстве случаев – из В-лимфоцита. Функции лимфоцитов – защищать организм от инфекции, участвовать в защитных и аллергических реакциях, убивать и помогать убивать инородные тела. Но после того как клетка отработала, она самоуничтожается. В опухолевой клетке происходят поломки, поэтому она перестает умирать и начинает бесконечно размножаться. Но самое главное, что она учится маскироваться от защитных клеток организма.
Примерное строение опухолевой клетки, ее окружение
Примерное строение опухолевой клетки, ее окружение
В опухолевом узле при лимфоме Ходжкина опухолевых клеток только 2%, все остальное – это нормальные клетки – нейтрофилы, эозинофилы, макрофаги, то есть клетки, которые в норме должны выполнять защитные функции. У любого человека с лимфомой Ходжкина на 9-й хромосоме есть ген, который способствует повышенной экспрессии (т.е. повышенному образованию на опухолевой клетке так называемых PDL-1, PDL-2 рецепторов). Лимфоциты вместо того, чтобы уничтожить опухолевую клетку – скапливаются вокруг нее. Получается, что лимфоцит тратится на опухолевую клетку, но никакой защиты организму не дает. Постепенно опухолевые клетки размножаются, и у человека появляется опухолевый узел. Соответственно, самая частая причина обращения пациента к врачу – увеличение какого-либо лимфоузла – на шее, над ключицей. Либо вторая частая причина обращения – сделали флюорограмму и увидели расширение тени средостения за счет внутригрудных лимфоузлов.
Диагностика
Гистологическое исследование
Одним из первых и важных методов диагностики лимфомы Ходжкина является гистологическое исследование. Поскольку в опухоли злокачественных клеток всего 2% – обнаружить их нелегко. И если материал был получен некачественный, малого объема или испорченный, то патоморфологу сложно будет найти в нем диагностические клетки, чтобы поставить диагноз.
Надо понимать, что в России диагностируется около 3 тысяч случаев заболеваний лимфомой Ходжкина в год, т.е. если примерно распределить это количество по 85 регионам, то получается примерно 30–40 человек на субъект. В итоге, патоморфолог за год может ни разу не увидеть лимфому Ходжкина, и когда к нему попадет пациент с данным заболеванием, он просто не сможет его определить. Соответственно, диагностика этого заболевания часто зависит от опыта патоморфологов, которые работают в региональных больницах. Поэтому если у пациента или его родственников возникают какие-то сомнения насчет точности поставленного диагноза – лимфома Ходжкина или неходжкинская лимфома – есть смысл отправить стекла, блоки на пересмотр в референс-центр в федеральный медицинский центр.
Любая лимфома, в том числе лимфома Ходжкина, это болезнь, которая требует достаточно оперативных действий – чем быстрее будет установлен точный диагноз, тем быстрее начнется лечение, тем лучше будут перспективы.
Есть два основных варианта изъятия материала для исследования:
эксцизионная биопсия, то есть иссечение лимфоузла на шее, внутригрудного лимфоузла, лимфоузла в животе, подмышечного;
биопсия, например, трепан-биопсия под УЗИ-контролем или КТ-контролем.
Эксициознную биопсию делают, когда у пациента, например, на шее, лишь немного увеличены лимфоузлы, и есть запас времени, чтобы провести плановую операцию, иссечь лимфоузел и отправить материал патоморфологам для установки диагноза.
Если речь идет о пациенте, который, например, уже позанимался народной медициной и потерял время, а очаги распространились по всему организму – сдавливают крупные сосуды, дыхательные пути, кишку, мочеточники, то тогда времени на плановую операцию нет. В таком случае речь может идти только о трепан-биопсии, которая даст самый ранний результат исследования уже через 2–3 дня. И если у пациента жизнеугрожающее состояние, то после подтверждения диагноза, будет начато лечение. Выбор одного из двух вариантов зависит от временных показателей.
Позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с компьютерной томографией (ПЭТ/КТ)
Еще одним важным методом обследования является ПЭТ/КТ. Впервые концепцию ПЭТ/КТ придумали в 50-е годы. Смысл исследования простой: пациенту вводится радиофармпрепарат, и врач отслеживает, где в организме идут активные обменные процессы с этим препаратом. Там, где они активны – либо опухоль, либо воспаление. Соответственно, если есть лимфома Ходжкина, то в опухолевых очагах будет повышенное накопления радиофармпрепарата.
При проведении ПЭТ/КТ как метода первичного исследования могут быть обнаружены очаги, которые не видны при обычной компьютерной томографии, потому что если лимфоузел не увеличен, то это не означает, что он не поражен. Но ПЭТ/КТ приобрела гораздо большее значение, чем просто инструмент стадирования и оценки распространенности, поскольку она имеет значение и в определении факторов прогноза. Этот вид исследования определяет метаболический объем опухоли, т.е. измеряется активность опухолевой ткани в объеме, в миллилитрах. И в зависимости от уровня этого объема определяются планы и перспективы. Также имеют значение и промежуточные ПЭТ/КТ, которые показывают, что происходит с опухолью после проведения первых курсов химиотерапии. Значение имеет не только размер опухоли, но и снижение ее метаболической активности. Это так называемая ПЭТ-адаптированная система лечения лимфомы. Помимо оценки промежуточного эффекта ПЭТ/КТ определяет исход заболевания, т.е. исследование выполняется в конце лечения, чтобы оценить его результативность по степени метаболической активности опухоли.
Но перед тем как проводить гистологическое исследование и ПЭТ/КТ, нужно сдать анализы крови – клинический, биохимический, коагулограмму.
Сохранение фертильности у пациентов с лимфомой Ходжкина
Большая часть пациентов с лимфомой Ходжкина – это молодые люди, и вопрос сохранения возможности в будущем иметь детей для них актуален. Химиотерапия уничтожает не только опухолевые клетки, но повреждает и здоровые ткани. И единственным способом, который может сохранить возможность иметь потомство – это криоконсервация спермы либо криоконсервация ооцитов. Но и здесь решение вопроса упирается во временной фактор. Если речь идет о нераспространенных стадиях болезни, то, да, есть время сходить к репродуктологу и заморозить собственный генетический материал. Но если речь идет о жизнеугрожающем состоянии, то – нет, приоритет будет отдаваться лечению. Криоконсервация ооцитов проводится на стимулированном цикле, это занимает примерно две недели, и при острых состояниях такая отсрочка лечения – непозволительная роскошь.