Ноя
Что такое старость, или Все там будем
Для кого-то она благо, для кого-то зло. Может, попробуем разобраться? Столкнувшись со смертью близких или просто знакомых нам людей, мы страдаем. Эта реакция — в природе человека и не может быть осуждена или поставлена под сомнение. Но, если покопаться поглубже в своей душе, то все оказывается намного любопытнее. Кого на самом деле мы жалеем? Ушедшего от нас человека или самих себя, осиротевших после ухода из нашей жизни близкого человека? Сложен будет ответ на этот вопрос. Действительно ли мы жалеем о печальной участи умершего, о том, что он не долюбил, не дописал книгу, не реализовал свои мечты, не увидел чего-то в жизни?
Так ли это, если очень честно? А когда он был жив, сливалась ли наша душа с его душой в сочувствии его болям и чаяниям? Уход из жизни близкого человека, как мне кажется, изменяет в худшую сторону именно не его, а нашу жизнь. И это мы, чаще всего, и оплакиваем. В большинстве случаев мы оплакиваем не усопшего, а свою будущую несчастную судьбу, свое сиротство: «На кого ты меня покинул?!» С этим мы немного разобрались. Если жизнь — благо, а в этом мало, кто сомневается, то смерть хорошего человека или собственная смерть для, например, атеиста — страх, который пробуждает у него мечты о вечной жизни на Земле. Встает вопрос и о смысле жизни. Так зачем же человек приходит на Землю? Пожить, расплодиться и умереть, однажды и навсегда? Когда из Библии были убраны все упоминания о реинкарнации, то тема воскрешения стала совсем непонятной и умозрительной. Человек в «командировке на Земле», по мнению, например, верующих, должен знать достоверно, будет ли жизнь после смерти или нет, и это поднимет ставки его удач и ошибок.
Если это так, то смерть — необходимая фаза развития человека, как и рождение, а задержаться на Земле слишком надолго — все равно, что задержаться в родильном доме. Можно полагать, в качестве плодотворной гипотезы, что смысл жизни человека в реализации им через поступки этических принципов, заложенных примерно одинаковым образом во всех религиях и продублированных в подсознании каждого человека. Этот внутренний голос, связывающий нас с Богом, мы называем совестью. Много написано о детстве, юности и зрелом возрасте, но очень мало о старости, а если и написано, то с каким-то стыдом. Этот стыд возникает оттого, что наше атеистическое мировоззрение заставляет нас избегать мыслей о смерти, потому что она понимается как кошмарная недоработка врачей и биологов, а идеалом является жизнь бесконечная. Однако это примерно то же самое, что желать никогда не менять на заводе оборудование, а все время его ремонтировать. Но дело даже не в технической абсурдности биологической постановки задачи. В чем же предназначение старости? В подведении итогов жизни, в возникновении у пожилого человека той бескорыстной мудрости, перед которой хочется встать на колени.
В связи с этим вовсе не бессмысленно задумано гормональное увядание организма, прекращение функции деторождения, ослабление мускульных сил и сенсорных систем. Все это преследует одну и ту же цель — ослабить поток внешней информации для того, чтобы создать спокойный фон для подведения итогов. Наше комсомольско-партийное прошлое предлагало нам только одну модель поведения — работать, работать и работать, пока не протянешь ноги. При этом и в пожилом возрасте, несмотря на то, что человек работает хуже, соображает не так быстро, претензии остаются прежними. В итоге он обижается на весь белый свет, от старческих обид возникают неврозы, от них болезни, и пожилой человек становится завсегдатаем поликлиники среди таких же страждущих. Ну, и что же ты предлагаешь, спросят меня? Очень простую вещь — мудро следовать советам своего тела. Жизнь полноценного взрослого человека состоит, прежде всего, в познании, в анализе. Человек дергает мир за ниточки и познает мир и самого себя через взаимодействие с миром.
Чтобы активизировать этот процесс, ему придаются мощные инстинкты, которые подталкивают его к действию. И он действует изо всех сил, всюду набирая информацию, материализуя свое существование. К началу старости этой информации накапливается огромная куча, словно огромный зал, заваленный книгами о чем угодно. Приходит пора думать о том, что самое время перестать собирать новые книги, появляется необходимость составить каталог старых, разделить их по жанрам, расставить приоритеты и т. д. А чтобы обосновать этот переход, происходят необратимые изменения в здоровье человека, чтобы он не мог действовать с прежней энергией. И вот немощь телесная порождает силу духовную. Человек вынужден заняться подведением итогов, сначала от безысходности, а потом входит во вкус и обретает новую версию счастья — понимание целого! Бог может забрать к себе выполнившую свою миссию душу, а может дать второе дыхание человеку, оставить его на Земле еще на какое-то время. И станет этот человек мудрецом, к которому потянутся люди — кто за советом, кто за участием, кто за состраданием. А теперь вопрос. Почему возможно возникновение этого второго дыхания? Наверное, потому, что человека питает, в первую очередь, духовная пища, наше стремление разобраться в содеянном, покаяться и навести порядок в душе. Просто замыкается цепь свершений: человек родился, учился жить, жил, подвел итоги, сделал нужные выводы и умер. Может быть, ради этой цепочки его и послали на Землю?