Янв
Эффективность сочетания лучевой терапии и химиотерапии
В последние 25 лет произошел значительный прогресс в развитии методик «мультимодальной» терапии раковых заболеваний. Если ранее существовали только единичные случаи комбинированного лечения с помощью химиотерапии и радиотерапии, то сейчас это становится широкораспространенной практикой. Такая тенденция развития определяется, как минимум, двумя основными причинами. Во-первых, в настоящее время радиотерапия все чаще используется как альтернатива хирургическому вмешательству при лечении первичных опухолей, особенно при лечении карцином гортани и других опухолей головного и шейного отделов, карцином шейки матки и ануса, а в последнее время — и в лечении карцином молочной железы, мочевого пузыря и простаты.
Во-вторых, химиотерапия все чаще применяется как паллиативное и адъювантное лечение либо непосредственно перед операцией на первичной опухоли, либо в послеоперационный период. Совместное применение химио- и радиотерапии имеет существенные недостатки и зачастую бывает довольно рискованно. Некоторые цитотоксические агенты могут действовать как радиосенсибилизаторы, вызывая увеличение локальных реакций при совместном применении с радиотерапией, а иногда даже вызывая острые кожные реакции. Типичным примером является актиномицин D, хотя существуют сообщения, что и другие соединения (например, доксорубицин) могут вызывать подобные реакции.
Есть наблюдения стеноза пищеварительного тракта у пациентов, которым проводили медиастинальную радиотерапию в сочетании с лечением ци-тотоксическими препаратами. Даже при облучении средостения грудной клетки малыми дозами параллельное применение доксорубицина может вызвать кардиопатологические изменения, если излучение затрагивает сердечную мышцу. Когда больным проводят облучение больших частей тела относительно высокими дозами, как это делается при широких поражениях костного мозга (например, у детей с медуллобластомой), использование адъювантной химиотерапии может вызвать гораздо более серьезную миелосупрессию, чем просто облучение без химического вмешательства.