Дек
Вредно ли сюсюкание с детьми
Зачастую при общении с маленькими детьми взрослые меняют свою речь и начинают сюсюкать.
Есть два противоположных мнения по этому поводу. Согласно первому, сюсюкание — это плохо влияет на ребёнка, согласно второму, сюсюкание считается естественным.
Нужно знать, что сюсюкание означает
• намеренное каверкание слов и звуков («касивая деачка» вместо «красивая девочка»);
• упрощение сложных слов (уточка – «кря-кря», голубь – «гули-гули»);
• повторение детского произношения;
• частое использование уменьшительно-ласкательных форм.
При этом меняется интонация: она становится более мягкой, радостной, более высокой. Всем знакома ситуация, когда большой серьезный дядя вдруг меняется в лице при виде младенца и начинает говорить не своим, высоким, голосом.
Это происходит, прежде всего, потому, что так взрослые выражают свои чувства по отношению к малышу. Родители не знают другого способа выразить свою любовь. Изменение интонации в таком случае происходит на подсознательном уровне.
Также сюсюкание может означать, что взрослый не испытывает искренних чувств по отношению к ребёнку. Такая ситуация может возникнуть при общении с посторонними малышу людьми, неблизкими знакомыми, родственниками. Когда взрослый чувствует себя неуверенно, но боится это показать. И таким образом пытается скрыть свои неприязненные отношения. В этом случае сюсюкание выглядит неестественно и наигранно.
Также подобная манера общения свойственна инфантильным людям, которые сами ощущают себя детьми, будучи взрослыми.
Вред и польза сюсюкания в общении с детьми
Отрицательные стороны
Разговаривать с ребёнком необходимо с первых дней жизни. Начиная с первого месяца, малыш уже реагирует на речь родителей. Примерно с полугода появляется лепет, а в 9-10 месяцев появляются первые слова. Ребёнок учится речи у родителей, следит за их артикуляцией, пытаясь всё повторить. И на этом этапе сюсюкание может привести к тому, что малыш с самого начала запомнит неверный вариант произношения. Гораздо полезнее чётко и правильно произносить слова, комментировать свои действия.
Также нужно исправлять ошибки ребёнка, объясняя, как говорить правильно. Это необходимо формирования дикции.
Если не обратить на этот аспект должного внимания, то в более взрослом возрасте, при переходе в школу, может потребоваться помощь детского логопеда.
Положительные аспекты сюсюканья
Во-первых, сама интонация, с которой произносится сюсюкание, очень добрая и ласковая. Это, естественно, очень приятно малышу, т.к. дети очень тонко считывают эмоции. Менять ритм, интонацию в общении с ребёнком очень полезно — это способствует лучшему усвоению языка. Ласковым голосом легче успокоить, расположить к себе.
Также сюсюкание помогает, когда ребёнок только начинает говорить свои первые слова. Ему ещё тяжело сказать слово целиком, а «би-би», «му-му» вполне легко повторить. Необходимо следить, чтобы по мере взросления такие сокращения переходили в полноценные названия предметов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сюсюкание имеет место быть в общении с маленькими детьми. Оно помогает наладить психо-эмоциональный контакт. Но не нужно им злоупотреблять. Искажение слов может негативно сказаться на формировании речи. С другой стороны особая интонация помогает наладить контакт с малышом. Также сокращения помогают ребёнку заговорить, запомнить больше слов. Важно вовремя прекратить сюсюкание, и уже в возрасте год-полтора переходить к более четкой речи.
Автор: Георгий Канавалов